Бесплатно со всех стационарных и мобильных телефонов в Украине

Складская логистика — что это?

Организация прибыльного бизнеса невозможна без надлежащего хранения товаров в специально отведенном месте. Такие помещения должны быть технически оснащены и приспособлены для распределения запасов между потребителями.

Универсальных правил для работы складской системы не существует: только индивидуальный подход с учетом множества сопутствующих факторов сделает склад рентабельным и обеспечит его стабильную, эффективную работу.

Как правильно организовать логистику склада с минимальными затратами и максимальной эффективностью, вы узнаете из нашей статьи.

ЧТО ТАКОЕ СКЛАДСКАЯ ЛОГИСТИКА: ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И СУЩНОСТЬ

Склад – специализированное помещение для приемки, обработки, складирования и распределения грузов. Но даже современный ангар большого объёма нуждается в грамотном управлении.

Состояние запасов и сам процесс складирования надо контролировать. Профессиональное управление складом необходимо, чтобы нужные товары всегда были в наличии, а запасы не портились и не лежали слишком долго. Кроме того, складской контроль гарантирует, что грузы будут вовремя доставляться на склад и также своевременно отправляться оттуда. Все эти задачи выполняет логистика складских помещений.

Складская логистика (СЛ) – техника управления товарными запасами предприятия, их учет и грамотное распределение. Это составляющая часть процесса доставки груза до потребителя, поэтому находится в тесном взаимодействии с транспортной логистикой.

Есть несколько разновидностей складских сооружений, отличных по назначению и другим характеристикам:

  • производственные склады, на которых хранят готовую продукцию;
  • транзитные, в которых товар хранится как на перевалочной базе;
  • таможенные;
  • сезонные – для хранения в определенное время года;
  • резервные – там хранятся запасы на случай чрезвычайных ситуаций;
  • розничные склады торговых компаний;
  • коммерческие склады общего назначения.

Логистика в первую очередь зависит от назначения складских помещений, их размера и специфики товара. Методы управления и контроля имеют индивидуальный характер, но подчиняются общим требованиям к функциональности и эффективности конкретного склада.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СКЛАДА

Современный склад – сложное и многофункциональное техническое сооружение, состоящее из связанных друг с другом элементов и имеющее специфическую структуру.

Перечислим основные функции склада:

  1. Преобразование производственного продукта в потребительский в соответствии с нуждами и заказами клиентов. Распределительная логистика подразумевает ориентирование сотрудников склада во всем многообразии имеющегося товара и знание особенностей каждой позиции.
  2. Собственно хранение (складирование). Функция сглаживает временную разницу между производством продукции и потреблением и обеспечивает непрерывность производственного процесса. Помимо этого, многим товарам присуща сезонность – где ещё хранить их до нужного времени, как не на оборудованном складе.
  3. Транспортировка грузов. Товары поступают на склад и отбывают со склада – в транспортной логистике этот пункт сложно миновать.
  4. Унитизация грузов – функция, сокращающая расходы заказчиков, которым требуются партии нестандартного объема. Унитизация – это объединение нескольких заказов в один с целью оптимизации затрат.
  5. Предоставление сопутствующих услуг – фасовка, погрузка, распаковка для розничной продажи, проверка функциональности приборов и техники, сборка и предпродажная обработка продукции.
  6. Чем грамотнее и эффективнее организована СЛ, тем ниже расходы на хранение, доставку и подготовку товара к реализации. С профессиональной складской логистикой в выигрыше остаются все – и производитель, и посредник, и потребитель. По этой причине дальновидные компании уделяют так много времени организации работы склада и его управлению.

В складировании нуждаются не только крупные бизнесмены, но и новички.

Приведем пример:

Молодая компания по производству картонной упаковки выходит на новый уровень развития и увеличивает мощности. Хранить такой объем в подсобных помещениях цеха затруднительно и небезопасно – там нет условий для надлежащей сохранности готовых изделий. Что делать владельцу бизнеса? Самый разумный вариант – сотрудничать с фирмой, предоставляющей профессиональные складские услуги по принципу аутсорсинга*.

Аутсорсинг – передача непрофильной функции компании стороннему подрядчику для ее осуществления на профессиональном уровне.

Именно небольшим и начинающим компаниям так важно бывает арендовать склад по системе аутсорсинга, так как у больших предприятий с многолетней историей уже налажены логистические процессы и они в меньшей степени нуждаются в стороннем подрядчике, у которого можно взять в аренду склад в несколько десятков квадратных метров.

Однако не только компаниям требуются услуги аутсорсинга склада. Нередко в этой услуге возникает потребность и у простых граждан. Например, на время переезда или ремонта можно арендовать склад индивидуального хранения вещей. Популярностью также пользуется услуга сезонного хранения: велосипеды, зимняя (летняя резина), специфическая экипировка – все что занимает много места дома – можно передать на складской аутсорсинг.

Итак, логистика склада – востребованная и актуальная отрасль бизнеса, которая приносит своим владельцам стабильный доход.

СОВРЕМЕННАЯ СКЛАДСКАЯ ЛОГИСТИКА В УКРАИНЕ – ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Текущая обстановка на логистическом рынке Украины далека от идеальной – есть масса проблем, препятствующих развитию отрасли. Эти трудности вызваны как общей экономической ситуацией в стране, так и локальными недостатками в складской сфере.

Выделим наиболее значимые проблемы:

  • дефицит квалифицированных кадров – нет актуальных обучающих программ по теории и практике складского дела;
  • в целом, дефицит кадров в связи с миграцией персонала за границу;
  • слабая инфраструктура логистики в целом;
  • применение устаревших технологий и методик складирования;
  • не все руководители предприятий понимают важность логистики;
  • недостаток профессиональной литературы.

Зачастую вопросы логистики вынуждены решать некомпетентные в этой отрасли сотрудники, что усугубляет ситуацию. В итоге происходят задержки с транспортировкой, грузы теряются, портятся, приходят в негодность.

Пример:

Многие производители упускают этап маркировки каждой единицы продукции уникальным кодом, что в дальнейшем усложняет идентификацию товара и тормозит доставку к потребителю.

Бывает и так, что расширение производства и увеличение рынка сбыта никак не отражаются на состоянии складской логистики на предприятии. Задачи хранения и транспортировки продолжает выполнять тот же штат работников, тогда как требуется дополнительный набор персонала. Это приводит к росту числа ошибок и снижает эффективность работы.

Но несмотря на проблемы, намечаются тенденции к изменению ситуации – этого требует рынок. Повышается уровень автоматизации на складах, внедряются современные цифровые технологии, минимизирующие вероятность ошибок и увеличивающие скорость выполнения работ.

При этом профессиональные складские услуги становятся более востребованными, что стимулирует развитие логистических компаний. Увеличение числа таких предприятий неизбежно приведет к конкуренции, таким образом, у потребителя появится возможность выбирать более профессиональные услуги и более выгодные условия сотрудничества.

ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ – 6 ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ

СЛ требует синхронной работы всего предприятия. Все процессы складской работы должны действовать слаженно, иначе на определенных этапах возникнут заторы.

Контроль поставок, приемка и размещение груза, внутрискладские работы, подбор тары, организация пространства, хранение товаров, оформление документации, экспедирование и транспортировка – все эти задачи должны выполняться оперативно, четко и профессионально.

Переходим к конкретным этапам складирования. В этом разделе вы узнаете, как организовать грамотную складскую логистику на примере коммерческого склада универсального профиля.

ЭТАП 1. РАССЧИТЫВАЕМ КОЛИЧЕСТВО СКЛАДОВ

Профессиональная организация складского дела предполагает подготовку нужного количества помещений в зависимости от вида и объема товара. Если площади будет недостаточно, возрастут транспортные расходы, да и условия хранения будут далеки от идеальных.

Однако и излишнее количество помещений приводит к перерасходу средств, необходимых для полноценного функционирования складских сетей.

Вывод: расчетом количества складов должны заниматься профессиональные логисты. Только они могут точно определить, какая площадь полностью удовлетворит нужды предприятия и не приведет к дополнительным расходам.

ЭТАП 2. ОПРЕДЕЛЯЕМ РАСПОЛОЖЕНИЕ СКЛАДА

От местоположения склада во многом зависит его рентабельность. Удачный выбор места снижает расходы на транспортировку.

Идеальный вариант – расположение рядом с предприятием, но не всегда это технически осуществимо.

Желательно также, чтобы было несколько взаимозаменяемых маршрутов до склада и до мест доставки товара.

ЭТАП 3. ЗАКУПАЕМ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СКЛАДА

Современное и новое высокотехнологичное оборудование стоит по определению дороже, чем б/у, но оно окупает затраты, если склад используется на постоянной основе.

Выбором и покупкой оборудования должны заниматься специалисты: цена – не всегда определяющий параметр.

ЭТАП 4. РАЗРАБАТЫВАЕМ СИСТЕМЫ СКЛАДИРОВАНИЯ

Предварительная разработка системы существенно снижает затраты предприятия. Заранее разработав технологию размещения и распределения продукции, вы сокращаете время на подобные операции в дальнейшем.

Понадобится также обучение персонала эффективному управлению складскими процессами.

ЭТАП 5. ПОДБИРАЕМ ПЕРСОНАЛ

Укомплектованный профессиональными исполнителями штат – гарантия стабильной и производительной работы склада. Если у руководителя будет болеть голова по поводу организации и контроля работы персонала, ему некогда будет заниматься своими прямыми обязанностями – управлением.

Дальновидное руководство строит процессы таким образом, чтобы они работали сами по себе, как механизм, который нужно лишь запустить в работу.

ЭТАП 6. КОНТРОЛИРУЕМ

Контроль и анализ логистики – важнейший этап процесса.

Совершенных систем управления нет, поэтому время от времени необходимо проверять рентабельность и быстродействие складской логистики. Вовремя внесенные небольшие коррективы избавят компанию от дорогостоящих реорганизаций в будущем.

КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СКЛАДСКАЯ ЛОГИСТИКА КОМПАНИИ

Главные критерии очевидны – эффективность производственных процессов и рентабельность складского помещения.

Другие признаки профессиональной и отлаженной работы:

  • точность – если товар предписано отгрузить/разместить в определенное время, никаких задержек быть не должно;
  • гарантия сохранности продукции – это касается как скоропортящихся товаров, так и грузов, требующих повышенной аккуратности при
    обращении;
  • наличие спецтехники для внутренней транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ, доставки товара;
  • наличие опытных и обученных сотрудников, которые решают возникшие проблемы быстро и эффективно;
  • грамотный контроль и учет – все бумаги и цифровые архивы содержаться в идеальном порядке.

И ещё один момент: складская логистика – лишь часть производственного цикла предприятия. Безупречная работа всей системы обеспечивается продуктивным взаимодействием её составных элементов.

АУТСОРСИНГ В СКЛАДСКОЙ ЛОГИСТИКЕ: ОСОБЕННОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА

Логистических компаний в Украине немало, но далеко не все фирмы обеспечат надлежащее качество услуг. Тем не менее, всегда имеются варианты выбора.

Многим предприятиям выгоднее не организовывать СЛ самостоятельно, а пользоваться услугами сторонних компаний. Не каждый бизнес позволит себе содержание огромного склада с автопарком спецтехники, но у специализированных логистических организаций такие возможности всегда есть.

К слову, именно наличие собственной техники и специального оборудования – важнейший критерий выбора партнера на аутсорсинге.

Аутсорсинговая компания в области складской логистики в полной мере обеспечит беспрепятственный доступ к арендованному складу в любое время суток, а также позаботится о безопасности самого помещения: исключит возможность возникновение пожара, доступа посторонним лицам и злоумышленникам.

Другие важные показатели:

  • наличие гарантий – обязуется ли компания доставлять товар в целости и точно в указанное в договоре время: такие пункты говорят об ответственности поставщика услуг и серьезном отношении к делу;
  • наличие страховки – важно, чтобы логистическая компания застраховала свою ответственность за хранение и транспортировку груза;
  • готовность работать с нестандартными продуктами и маршрутами – профессионалов не страшат необычные задачи;
  • положительные отзывы – в профессиональной среде все компании на виду, если у вашего потенциального партнера были проблемы и конфликты с заказчиками, вы об этом обязательно узнаете.

Но помните, что передача обязательств сторонним лицам не избавляет вас полностью от контроля логистического процесса. Даже если исполнитель предоставляет полный комплекс услуг, что называется «под ключ» вы имеете полное право оценить эффективность и качество его работы на каждом этапе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Складская логистика – это эффективный учет, надежное хранение и грамотное распределение продукции на складе. Оптимизация системы логистики способствует развитию компании и повышает прибыльность бизнеса.

В ряде случаев логистику выгоднее и безопаснее передать на аутсорсинг профессиональной компании. Но положительный результат такого решения полностью зависит от правильного выбора поставщика услуг.