Фулфилмент – что это значит, как работает в Украине и как разобраться?

Posted by admin
Category:

Фулфилмент для начинающихЛюбому начинающему интернет-магазину было бы гораздо легче расширить свой бизнес и увеличить продажи, используя фулфилмент. Но даже не все самые опытные коммерсанты, много лет торгующие в интернете, знают об этой логистической услуге и об этом слове в принципе.

Содержание статьи

Что такое Фулфилмент – понятие и сущность.

Целевая аудитория

Фулфилмент для производителей и поставщиков

Фулфилмент в Украине

Интернет-магазины в Украине – основные варианты работы

Кому выгоден фулфилмент

Формирование цены фулфилмента

Выбор фулфилмент центра

Плюсы и минусы

Аутсорсинг или свой склад

Заключение

Что такое фулфилмент?

Это новое слово в логистике Украины, которому нет аналога в русском и украинском языках. Однако в мировой практике электронной коммерции фулфилмент, как логистическая услуга работает уже больше двух десятков лет, помогая развивать торговлю и увеличивать продажи мелких магазинов и крупных виртуальных торговых площадок.

Дословный перевод английского «Fulfillment» – полное выполнение. Применив эту сухую формулировку к логистике и электронной коммерции, уже становится понятно, что услуги фулфилмента – это некий аутсорс сторонних компаний, которые берут на себя все логистические операции, причем в полном объеме.

  • Хранение на складе.
  • Обработка и комплектация заказов.
  • Упаковка и доставка.
  • Получение оплаты.
  • Обработка возврата.
  • Колл-центр.

Фулфилмент освобождает продавца от комплектации, упаковки и доставки заказов. Интернет-магазин же концентрирует свои силы на раскрутке бренда или самого себя, на улучшении качества обслуживания и расширение ассортимента. Именно поэтому считается, что интернет-магазину легче стать на ноги, воспользовавшись фулфилментом.

Целевая аудитория

  • Интернет-магазины любой специализации. Исключение: лекарства, скоропортящиеся продукты или с пограммовой фасовкой, некоторые ювелирные изделия и прочие товары, требующие особых условий хранения и реализации.
  • Производители и оптовые поставщики, работающие в офф-лайн режиме и реализующие свою продукцию через сеть розничных интернет-магазинов и реальных ритейлеров.
  • Крупные экспортеры и импортеры, желающие ускорить, упростить и удешевить логистику.

Фулфилмент для производителей и оптовых поставщиков

Особенность этой новой логистической услуги в комплексном охвате всей товарной логистики. Для производителей и оптовых поставщиков – это альтернатива собственного склада готовой продукции или оптовой базы, откуда порциями отгружается товар розничным продавцам. В этой схеме выигрывают все.

  • Поставщик (производитель) освобождается от необходимости содержать склад, складскую технику и персонал. Ему не нужно вести учет множества отгрузок и решать массу логистических задач.
  • Ритейлер (интернет-магазин) уверен в наличии товара на складе и в оперативности доставки. Продавец экономит на собственном складе и транспортировке товара. Он освобожден от контакта с покупателем по вопросам доставки и возврата, концентрируя все свои силы на маркетинге и продвижении товара.

Залог экономического роста – разделение труда и развитие каждого звена в своей сфере. Фулфилмент – наглядная демонстрация этого фундаментального закона экономики. Производитель концентрируется на производстве и улучшении качества продукции, продавец совершенствует маркетинговую стратегию, а фулфилмент-центр доводит до совершенства искусство логистики.

Высокая скорость обработки заказов – это не только удовлетворенность покупателей и увеличение продаж. Это и огромная экономия на логистических расходах и этого не могут себе позволить обычные поставщики или интернет-ритейлеры, работающие с собственного склада.

Одна американская фулфилмент-компания потратила сотни тысяч долларов на IT-услуги для модернизации своего ПО только лишь для того, чтобы скорость обработки одного заказа увеличилась всего на полсекунды. В общей массе время обработки суточного потока сократилось на несколько часов. Это окупилось с лихвой в первый же год работы на новом ПО. Для интернет-магазинов – это ускорение доставки, довольные покупатели и увеличение продаж.

Фулфилмент в Украине

В нашей стране такие логистические услуги не настолько развиты, как в Америке или Европе. В Украине всего несколько транспортных компаний, которые предоставляют на украинском рынке комплексную услугу фулфилмент + склад: «Новая Почта», «Zammler», «Denka Logistics» и «Raben». Их клиенты – крупнейшие интернет-площадки, такие как «ROZETKA», «АЛЛО» и др. В конкуренции с крупными логистическими центрами работают на украинском рынке фулфилмента и более мелкие компании, такие как «Майбокс Логистикс», «Чердак Фулфилмент» и многие другие.

Мелкие посреднические фулфилмент-центры, работающие без склада, берут на себя всю логистику и взаимодействие с клиентами интернет-магазинов.

  • Доставка товара от оптовика, минуя розничный интернет-магазин, принявший заказ.
  • Комплектация, упаковка и маркировка заказа.
  • Заполнение гарантийных талонов.
  • Выписка накладных и товарных чеков.
  • Получение оплаты от покупателя.
  • Организация возврата товара и денег при отказе от покупки.
  • Консультации через колл-центры.

Фулфилмент предполагает не только логистику, но и взаимодействие с покупателем. Это финансовые взаимоотношения и грамотное консультирование по телефону. Колл-центр консультирует не только по доставке и оплате заказа, но и по техническим характеристикам заказанного товара.

Как работают интернет-магазины в Украине?

Виду слабой развитости в нашей стране фулфилмента большинство мелких интернет-магазинов и торговых площадок среднего масштаба до сих пор работают по одной из классических схем.

  • Дроп-шиппинг – прямая поставка от оптовика или производителя к конечному покупателю, минуя розничного продавца, принявшего и оформившего заказ.
  • Кросс-докинг – отправка заказа покупателю со склада розничного продавца, который может держать у себя складской запас или получать товар от оптовика по мере поступления заказов.

Такие схемы эффективны, но до определенного момента, пока интернет-магазин в силах самостоятельно обрабатывать заказы:

  • хранить у себя товар и упаковывать его;
  • доставлять заказы своими или сторонними курьерами;
  • вести учет в примитивных программах вплоть до таблиц Excel.

Но продажи либо выходят на плато, либо вовсе начинают скатываться вниз, достигнув своего пика. Это означает, что интернет-продавец исчерпал свои логистические ресурсы и не способен обрабатывать большее количество заказов.

Спад продаж в этой ситуации – не редкость. Недовольство клиентов медлительностью, неповоротливостью, путаницей в заказах и отказом из-за выявленного отсутствия товара – верный путь к потере доли рынка. Спасти такой интернет-магазин может фулфилмент, а именно передача всей логистики в аутсорс сторонней службе.

Когда выгодно воспользоваться фулфилментом?

Каждый интернет-магазин проходит определенные этапы развития в зависимости от объемов продаж. В плане логистики объем торговли лучше отобразить не в деньгах, а в суточном количестве заказов.

Существует простая схема для определения рентабельности сторонней логистики.

Количество заказов в день Потребность в фулфилменте
менее 50 нерентабельно
от 100 выгодно
более 3000 обязательно

В таблице специально стоят формулировки «нерентабельно» и «выгодно», ведь фулфилмент – это не только освобождение человеческих ресурсов интернет-магазина, но и немалая экономия при большом потоке заказов.

Работая на начальном этапе развития по кросс-докинговой или дроп-шиппинговой схеме, интернет-магазин – это склад, он же офис, он же шоу-рум. На этапе свыше ста заказов в день придется арендовать складские помещения, нанимать персонал и покупать специальное ПО, без которого вы попросту не сможете вовремя отгружать товар, погрязните в путанице и полном хаосе.

Отдать логистику на аутсорс – значит поделиться долей заработка, а это всегда болезненно для любого коммерсанта. Отсюда неуверенность в эффективности фулфилмента и нежелание работать по такой схеме. Но большинство интернет-магазинов при оценке рентабельности сторонней логистики забывают посчитать массу факторов, отнимающих у них внушительные ресурсы. Это большие накладные расходы, которые ложатся тяжелым балластом в сезон затишья или когда интернет-торговля сезонная (предновогодняя, летняя и т.п.).

Кроме прямых затрат на аренду склада и зарплату персонала, есть еще множество косвенных расходов.

  • Обслуживание и апгрейд ПО (работа программистов, покупка обновлений и т.п.).
  • Амортизация складского и компьютерного оборудования.
  • Стоимость хранения и всех возвратов товара.
  • Затраты на упаковочные и прочие расходные материалы.
  • Работа с персоналом (текучка, отсутствие необходимо количества работников склада в пиковые нагрузки и пр.).
  • Комиссия за кассовое обслуживание.

Последний пункт в этом списке тоже относится к фулфилменту. Сторонняя логистическая компания принимает на себя обязательства не только в вопросах доставки и хранения заказов, но и получения от покупателя оплаты и возврата ему денег при отказе от товара.

Фулфилмент экономит каждую копейку, которая в годовом обороте заказов превращается в сотни тысяч. Даже сравнительно небольшая банковская комиссия в пару гривен за каждый заказ на всем объеме товарооборота обернется для интернет-магазина огромной суммой, которую можно пустить в оборот или на развитие бизнеса.

Оплата услуг

Цены на услуги фулфилмента обычно сформированы по одному из трех методов.

  • Ежемесячный абонемент. В рамках выбранного пакета услуг клиент оплачивает фиксированный тариф. Количество обрабатываемых заказов и складских мест не превышает предусмотренного тарифным планом объема.
  • Фиксированная плата за каждый заказ. Такой пакет включает в себя выбранный перечень услуг (комплектация, упаковка, оформление бумаг, прием оплаты и т.п.). Тариф не зависит от физического объема заказа и от его стоимости.
  • Процент от продаж. При такой тарификации фулфилмент-центр оставляет себе оговоренную долю от всех полученных от покупателей оплат за доставленный товар. Возможны и иные схемы долевого участия в бизнесе.

Выбор фулфилмент-центра

Тарифы и пакты услуг – главные критерии. Мы привели практически все статьи расходов, которые сокращаются или вовсе устраняются при передаче логистики интернет-магазинами и крупными оптовыми поставщиками на аутсорс. Выберите наиболее подходящий для вас набор услуг и сравните все свои затраты с ценами фулфилмент-центра в зависимости от объемов своих продаж.

Второй важный критерий – расположение главного склада. Фулфилмент – это высокая скорость доставки. Логистический центр должен быть в удобном месте, чтобы доставка не занимала больше суток, а лучше день в день. В Украине для этого более всего подходит Киев, как столица и сплетение всех транспортных артерий. Но не менее привлекателен и центр страны. Так все больше открывается фулфилмент-центров в Днепре и в других крупных городах центральных регионов.

Плюсы и минусы фулфилмента

В конце статьи подытожим все преимущества и недостатки фулфилмента, сравним его с классической, но морально устаревшей логистической схемой, основанной на собственных складах.

Преимущества Недостатки
  • Экономия на накладных расходах (аренда склада, зарплата персонала, оборудование, ПО и пр.)
  • Упрощение и ускорение обработки заказов с увеличением объемов продаж.
  • Складской запас товара – достаточный и постоянный.
  • Моментальная отгрузка прямо со склада.
  • Колл-центр – консультации покупателей по доставке и характеристикам товара.
  • Прием оплаты и возврат денег – экономия на банковской комиссии.
  • Нет свободного доступа. Владелец интернет-магазина не может контролировать товар на складе в любое удобное для него время.
  • Ошибки в заказах из-за незнания персоналом склада специфики товара.
  • Документооборот – накладные и другие первичные документы выдают не ежедневно.
  • Гарантированный платеж даже при минимальном количестве товара на складе (при фиксированном тарифе).

Фулфилмент или собственный склад

Фулфилмент Свой склад
  • Оплата только за место, занятое под ваш товар.
  • Работа без выходных и праздников.
  • Автоматизация процессов комплектации заказов и складского учета.
  • Одинаковый темп работы вне зависимости от сезонных пиков.
  • Свободное время для развития бизнеса и увеличения продаж.
  • Оплата аренды даже пустующего склада во время сезонного спада.
  • Подбор, обучение и контроль персонала. Зарплата, больничные, отпускные и мотивация.
  • Недостачи, пересортицы и ошибки в комплектации заказов из-за слабо организованного учета.
  • Увеличение сроков доставки в сезонный пик из-за нехватки ресурсов и персонала.
  • Магазин не развивается, не ищет новые идеи и ниши, ведет слабый маркетинг из-за большой концентрации на логистике.

Фулфилмент – это не просто удобная связь между производителем, продавцом и покупателем. Это торговая логистика нового поколения. Те, кто «не сядут в этот стремительно набирающий скорость поезд», попросту останутся за бортом рынка. Фулфилмент – это огромные перспективы для внутренней торговли и легкий способ выйти на мировой уровень.